18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Показание к шинированию при пародонтитах

Тема: «Временное шинирование зубов»

Цель изучения темы: Освоить виды временного шинирования зубов, показания, противопоказания к данному виду лечения.

Вакуумформованная съемная шина

Съемная литая шина-протез

Съемные шины Грозовского и Альбрехта

Несъемные полупостоянные шины

Съемная полупостоянная шина

Временный несъемный мостовидный протез из акриловой пластмассы.

Шинирование зубов при лечении пародонтита применяют для соединения отдельных зубов в единый блок с целью ограничения их подвижности и перераспределения функциональной нагрузки. Лечебный эффект той или иной шины основан на законах биомеханики, знание которых позволяет разумно применять их в соответствии с конкретной клинической картиной. При помощи шины удается объединить зубы в общую систему, составляющую при восприятии жевательного давления единое целое. Таким путем достигается иммобилизация зубов, перераспределение нагрузки на зубы со здоровым пародонтом или альвеолярный отросток, равномерное распределение жевательного давления на оставшиеся зубы, с одновременным устранением эстетических дефектов, нормализации функции жевания и речи.

Характеристика биомеханических принципов:

1. Шина, укрепленная на зубах, вследствие жесткости ограничивает свободу их подвижности. Зубы могут совершать движения лишь вместе с шиной и в одном направлении.

2. Шинирующая конструкция, объединяя в блок все передние и все боковые зубы, разгружает их пародонт при откусывании или разжевывании пищи.

3. Нагрузка в шинирующем блоке воспринимается в первую очередь зубами, имеющими меньшую патологическую подвижность: они разгружают зубы с более пораженным пародонтом.

4. Зубы расположены по дуге, кривизна которой более выражена в переднем отделе, поэтому шинирующая конструкция, расположенная по дуге, более устойчива к действию наружных сил, чем шина, расположенная линейно.

5. Порядок распределения жевательной нагрузки зависит от точки приложения сил.

6. При линейном расположении шины возможны колебания шин, когда зубы имеют Ι или ΙΙ степень подвижности.

по продолжительности – постоянные и временные;

по способу фиксации – съемные и несъемные;

по способу изготовления – лабораторного и клинического изготовления;

по материалу – металлические, пластмассовые, композитные, комбинированные;

по методике изготовления – литые, штампованные, паяные, изготовленные путем полимеризации, лигатурные;

по конструкции – разные виды вкладок, коронок, мостовидных протезов, бюгельных и пластиночных протезов.

— создавать прочный блок из группы зубов, ограничивая их движения в трех направлениях: вертикальном, вестибулооральном и мезиодистальном;

— быть жесткой и прочно фиксированной на зубах;

— не иметь ретенционных пунктов для задержки пищи и зубного налета;

— не препятствовать проведению профессиональной и индивидуальной гигиены полости рта;

— не оказывать раздражающего действия на десну;

— не препятствовать медикаментозным и хирургическим воздействиям на пародонтальный карман;

— не создавать своей окклюзионной поверхностью блокирующих моментов движению нижней челюсти;

— не нарушать речи;

— не вызывать грубых нарушений внешнего вида;

— создание шины не должно быть связано с удалением большого слоя твердых тканей зубов.

Показания к шинированию зубов:

1) I степень подвижности зубов с хроническими периапикальными изменениями и хорошо запломбированными корневыми каналами;

2) I степень подвижности зубов при атрофии кости лунки более ½ длины корня при пародонтозе;

3) II степень подвижности зубов с хроническими периапикальными изменениями;

1) III степень подвижности зубов;

2) II степень подвижности зубов при атрофии кости лунки более 2/3 длины корня;

3) I степень подвижности зубов при атрофии кости лунки более ½ длины корня при пародонтите;

4) зубы с обострением хронического периодонтита и плохо запломбированными корневыми каналами;

5) зубы с хроническим гранулирующим периодонтитом.

Классификация видов шинирования и показания к ним.

1. Временное и полупостоянное (от нескольких дней до нескольких месяцев): эти типы шинирования предотвращают дальнейшую травму, вызванную парафункциями и вредными привычками. Временное шинирование может проводиться в качестве экстренной помощи; позволяет уменьшить механическую травму во время пародонтологического лечения.

2. Полупостоянное и постоянное (от нескольких месяцев до нескольких лет) шинирование используется для стабилизации зубов после породонтального лечения, особенно если применялись регенеративные методы.

3. Постоянное шинирование (на многие годы) проводится с целью комплексной реабилитации; помогает распределить окклюзионную нагрузку, когда парафункция не поддается лечению.

Временное шинирование при заболеваниях периодонта

Впервые временное шинирование было подробно описано в X веке арабским врачом Абдулом Касемом. Для связывания подвижных зубов использовали золотую или серебряную проволоку, металлические кольца, хлопчатобумажную нить, пластмассу и другие материалы. Шинирование у многих пациентов является неотъемлемой частью комплексного лечения болезней периодонта, целью которого является уменьшение функциональной нагрузки на периодонт, рациональное распределение жевательного давления.

Однако прежде чем выполнить временное шинирование подвижных зубов, необходимо установить причины этой подвижности.

Причины подвижности зубов

Окклюзионная травма

Первичная травма возникает при действии парафункций, вызывающих первичную травму периодонта (сосание языка, бруксизм, супраконтакты, толкание зубов языком и т. д.). При ней окклюзионная нагрузка на периодонт не повышена, уровень костного гребня находится в области эмалево-цементной границы.

Подвижность зубов при пер вичной окклюзионной травме может быть от незначительной до выраженной и зависит от интенсивности и длительности действия парафункций.

Шинирование зубов в этом случае не показано, проводится избирательное пришлифовывание и лечение имеющейся парафункций (окклюзионные накладки, лечение невроза и т. д.).

Вторичная травма развивается в результате потери зубов или опорно-удерживающего аппарата зуба, вследствие чего физиологическая функциональная нагрузка становится для периодонта травмирующим фактором. Степень выраженности травмы, а следовательно, и возникшей подвижности зависит от морфологии зуба (длина корня, размер коронки, форма зуба, число корней) и от интенсивности воспалительной реакции в периодонте. При ликвидации воспаления подвижность зубов уменьшается на 10—30 % (Мутап и соавт., 1975;).

Ятрогенная травма

Ятрогенная травма возникает вследствие нерационального протезирования, восстановления зубов пломбами с неправильной окклюзионной поверхностью. Переделка некачественно выполненной врачом работы полностью устраняет подвижность зубов.

Системная подвижность зубов может быть временной (при беременности, нарушении обмена веществ, некоторых эндокринных патологиях, например, при заболевании паращитовидной железы) и прогрессирующей, например, при сахарном диабете, некоторых синдромах. Решение вопроса о длительности и пластмассовые инструменты для удаления зубного камня, адаптированные к поверхности имплантата.

Временное шинирование при заболеваниях периодонта

Впервые временное шинирование было подробно описано в X веке арабским врачом Абдулом Касемом. Для связывания подвижных зубов использовали золотую или серебряную проволоку, металлические кольца, хлопчатобумажную нить, пластмассу и другие материалы. Шинирование у многих пациентов является неотъемлемой частью комплексного лечения болезней периодонта, целью которого является уменьшение функциональной нагрузки на перио-донт, рациональное распределение жевательного давления.

Однако прежде чем выполнить временное шинирование подвижных зубов, необходимо установить причины этой подвижности.

Показания к временному шинированию

Напгапу (1998) так определяет показания к временному шинированию:

• Зубы с выраженной потерей костной ткани периодонта (больше 1/2 длины корня) и подвижностью II—III степени.
• Подвижные зубы при глубоком при кусе.
• Зубы, имеющие короткие или резорбированные корни, или начинающаяся резорбция корней.
• Подвижные зубы с ампутированными корнями.
• Подвижные зубы при наличии противопоказаний к хирургическому лечению (например, при системной патологии).

Долгое время для шинирования использовались экстракоронковые методы, при которых не повреждались структуры зуба. Недостатками их являлись изменения контура зубов, повышенная фиксация зубной бляшки, затрудненный гигиенический уход за шинированными зубами. Это были различные методы лигатурного связывания зубов (тонкая проволока, хлопчатобумажная, шелковая, полиамидная нити). Несмотря на легкость выполнения процедуры, быстроту и доступность, шины имели много недостатков: набухали в ротовой жидкости, быстро смещались с экватора зуба на десневой край, провоцируя его воспаление, имели очень ограниченный срок положительного действия (не более недели), были неэстетичны, слабо фиксировали зубы.

Читать еще:  Хронический генерализованный пародонтит тяжелой степени тяжести

В дальнейшем стали использовать так называемые армированные шины, покрывая лигатуры пластмассой. Появление композитов и широкое внедрение в стоматологическую практику адгезивных технологий привело к созданию новых материалов, в которых в качестве арматуры применяется либо полиэтиленовое волокно, либо стекловолокно.

Они в большинстве случаев не требуют препарирования зуба, имеют малый объем, прочно фиксируются на зубах, эстетичны, легко полируются, обеспечивают надежную стабилизацию зубов на несколько лет, при наличии дефекта в зубном ряду способны нести искусственный зуб, легко снимаются. Однако такие шины требуют хорошего навыка в работе, изготовление их достаточно трудоемко, они не всегда устойчивы к механическим нагрузкам, дорогостоящи. Адгезивные шины не имеют возрастных ограничений, но целесообразно их применение молодым пациентам, когда препарирование зубов не желательно и выдвигаются высокие эстетические требования.

Считается, что для изготовления адгезивной шины необходимо наличие следующих условий:

• Идеальное гигиеническое состояние полости рта.
• Высокие клинические коронки шинируемых зубов для обеспечения возможно большей площади микромеханической адгезии.
• Отсутствие металлических пломб.
• Отсутствие выраженной деформации окклюзионной поверхности.
• Низкое значение КПУ.

Адгезивные шины из современных материалов могут быть изготовлены и внутрикоронковым способом, т. е. с формированием на язычной, жевательной или вестибулярной поверхностях зубов углублений (бороздок), в которые укладывается арматура, заливаемая композиционным материалом. Такие шины не мешают прикусу, не создают дискомфорта (инородное тело в полости рта) больному, высокоэстетичны.

Изготавливать их можно прямым (в полости рта) и непрямым (на модели) способами.

Современные арматуры для шинирования делятся на материалы на основе неорганической матрицы — керамических и стекловолокон и материалы на основе органической матрицы — полиэтилена.

Волокна арматуры в этих материалах становятся особенно прочными после пропитки их адгезивами (смолой) и текучими композитами. В зависимости от способа пропитки волокна неорганических арматур делятся на предварительно наполненные (пропитка осуществляется в заводских условиях) и наполняемые непосредственно перед их применением. Наибольшей прочностью, близкой к сплавам неблагородных металлов, обладают стекловолокна, предварительно наполненные смолой, за счет идеальной однородности и превращения после полимеризации в монолит. Далее по прочности идут керамические волокна, наполняемые композитом перед применением. В качестве адгезива при ра боте с этими материалами следует пользоваться однокомпонентными бондинговыми системами пятого поколения, которые обеспечивают силу адгезии с тканями зуба в пределах 30 МПа.

Фибер-Сплинт — лента, состоящая из сверхтонкого, прошедшего специальную обработку стекловолокна, которая выпускается двух видов: очень тонкая — для изготовления шины послойным методом и шестислойная лента (Фибер-Сплинт МЛ), дополнительно прошитая стеклянной нитью. Данные ленты не требуют специальных условий хранения, легко режутся обычными ножницами и хорошо адаптируются ко всем неровностям зубного ряда.

Фибер-Сплинт содержит 2 вида предварительно наполненных волокон: сплетенные, толщиной 0,2 мм и прямые, толщиной 0,3 мм. И те, и другие отличаются исключительно высокой прочностью и способностью адгезии к зубу. Благодаря гибкости сплетенных волокон ими легко манипулировать, они не обладают «памятью» и лучше адаптируются к зубам, если не стоят ровно, а смещены в дуге, а также при наличии трем и диастем, когда ленту необходимо адаптировать в межзубные промежутки. Выбор остается за врачом в каждом клиническом случае.

Фибер-Сплинт представляет собой ленту, состоящую из волокон высокомолекулярного полиэтилена. Плазменная обработка этого волокна обеспечивает адгезию к композиту, однако требует хранения ленты в вакуумной упаковке до пропитывания адгезивом. Работать с ней следует в нитяных перчатках.

При шинировании этими материалами следует строго соблюдать инструкции по их применению во время как внутрикоронкового, так и экстракоронкового шинирования, которое может быть выполнено прямым и непрямым методами.

Основным преимуществом внутрикоронковых шин является легкость их изготовления без нарушения гармонии окклюзионных отношений. Они более комфортны для пациента, эстетичны, меньше раздражают слизистую десны.

Недостатком таких шин является риск случайного вскрытия полости зуба в процессе препарирования бороздки и возможное развитие кариеса под шиной в случае ее отлома и появления подвижности.

Правила работы с шинами

Есть обязательные для любого вида материала правила работы:

1. Тщательно удалите все зубные отложения с поверхности зубов, используя для этого любой метод (ручной, ультразвуковой) и отполируйте их мелкоабразивной пастой, не содержа щей фтора. Проксимальные поверхности очистите абразивными полосками.

Проверьте электровозбудимость зубов и выберите цвет композита.

2. Определите окклюзионные контакты. Это особенно важно на передних зубах верхней челюсти и жевательных зубах. Желательно не допускать контактов в окклюзии на краях шины, а по возможности разместить ее вне окклюзионных контактов, чтобы в дальнейшем возможное ее повреждение свести к минимуму. На жевательных зубах препарирование проводится в пределах дентина. При экстракоронковом шинировании препарирование не делается. Возможно легкое сошлифовывание поверхности зуба на ширину будущей шины.

Препарирование бороздки для внутрикоронковой шины должно проводиться алмазными борами соответствующего величине зубов размера, глубиной от 1,5 до 2 мм. Ширина ее соответствует выбранной ленте. Начинать препарирование следует с одной проксимальной поверхности опорного зуба и заканчивать ее на другой. На дистальной поверхности опорного зуба бороздку следует отпрепарировать на 1/3-1/2 ширины зуба, чтобы не ослабить его структуру.

3. Изолируйте шинируемые зубы внутри или внеротовым коффердамом.

4. При рецессии десны в межзубные промежутки установите клинья для предотвращения затекания туда композита.

5. Измерьте длину будущей шины полоской фольги, которая адаптируется по поверхностям зубов, включая проксимальные. Затем она выпрямляется и отрезается нужная длина ленты. Если это Фибер-Сплинт, поместите подготовленную ленту в темный бокс для предотвращения преждевременной полимеризации на свету.

6. Протравливание подготовленной поверхности зубов осуществляйте любым гелем, традиционно используемым для работы с композитами.

7. После смывания и высушивания поверхности зубов, согласно инструкции, нанесите на зубы адгезив (один или несколько слоев) и засвечивай те его.

8. На поверхность подготовленных зубов без полимеризации нанесите слой текучего композита, на нем разместите приготовленную (согласно инструкции) ленту. После этого лента тщательно адаптируется подходящим инструментом (зонд, гладилка, леска, жесткий конец суперфлосса), особенно в проксимальных областях, и полимеризуется.

9. Поверхность затвердевшей ленты покройте снова либо текучим композитом, либо гибридным материалом и полимеризуйте. Очень важно соблюдать правила полимеризации для предотвращения усадки. Учитывайте диаметр световода, чтобы полимеризация была полной и равномерной на всем протяжении шины.

10. Арматура шины должна быть полностью покрыта композитом.

11. Удалите все излишки, неровности шины, выверьте окклюзионные контакты. Шлифование и полирование шины проводится согласно классическим способам окончательной от делки композиционных пломб.

12. По окончании работы желательно применение фторсодержащих фото глазурей.

13. Обязательна мотивация пациента и инструкция по правилам гигиены полости рта после шинирования (зубные пасты, суперфлоссы, интердентальные щетки, однопучковые щетки) с контролем ее через неделю, месяц, каждые 3 месяца.

Вопрос о депульпировании зубов, подлежащих шинированию, должен решаться в каждом случае индивидуально. При этом оцениваются клиническая картина, данные рентгенографии и электротестирование пульпы. В ряде случаев учитывается планируемое хирургическое и ортопедическое лечение.

• Значительная, не снимающаяся консервативными способами, длительно присутствующая гиперестезия зубов, возникшая после каких-либо манипуляций на тканях периодонта.
• Снижение электровозбудимости пульпы, свидетельствующее о необратимом хроническом пульпите.
• Выраженная стертость окклюзионной поверхности зубов и наличие большой полости зуба (оценивается на рентгенограмме), чтобы избежать возможного случайного вскрытия пульпы.
• Необходимость значительного укорочения коронки зуба, включаемого в шину (феномен Попова).
• Изготовление шин с внутрикоронковыми штифтами. Выполняя временное шинирование, необходимо работать быстро, но внимательно и деликатно, чтобы не вызвать ближайших и отдаленных осложнений, указанных в табл. 14.3.

Читать еще:  Наращивание костной ткани при пародонтите

Значение шинирования подвижных зубов для улучшения состояния периодонта и стабилизации воспалительного процесса обсуждается в течение многих десятилетий. Большинство публикаций по этому поводу принадлежит врачам, имеющим большой клинический опыт и научные разработки (Т. Иезхаг и соавт., 1980, и др.). Их наблюдения убедительно показывают, что воспаление периодонтальных тканей в области шинированных, малоподвижных зубов проходит значительно быстрее, чем в области подвижных.

Любой вид временного или постоянного шинирования дает врачу шанс оценить результаты лечения пациента, возможности сохранения сомнительных в функциональном отношении зубов. В то же время оно улучшает функцию жевания, создает определенный комфорт для больного.

Таблица 14.3. Осложнения временного шинирования и причины, способствующие их возникновению

А. С. Артюшкевич
Заболевания периодонта

Временное шинирование и его роль в комплексном печении болезней пародонта. Показания к удалению зубов при пародонтите

Основные виды шинирования.

Шинирование может быть временным или постоянным, а конструкции шин съемными и несъемными. Временное шинирование проводят на период терапевтического и хирургического лечения для создания условий нормального функционирования пародонта. Кроме того оно необходимо для выяс-нения прогноза существования отдельных зубов, например до заживления постэкстракционных ран и решения вопроса о включении этих зубов в по-стоянную шину. Временные шины применяются также для закрепления результатов ортодонтического лечения, как ретенционные аппараты.

В качестве временных шин могут использоваться временные пнротезы после множественного удаления зубов, для чего их дополняют шинирующими элементами. Временное шинирование и непосредственное протезирование имеют важный психотерапевтический эффект. При временном шинировании обычно применяют шины не требующие препарирования зубов и лабораторного изготовления, для чего используются быстротвердеющие пластмассы, композитные материалы, либо армируют их лигатурной проволокой.

Постоянные шины применяют как лечебные аппараты для длительной иммобилизации подвижных зубов.

Показания к включению зубов В шину.

Ведущим фактором в определение показаний к удалению, сохранению и включению зубов в шину является величина атрофии зубной альвеолы. Не-обходимо учитывать также степень подвижности зубов, топографию дефектов зубного ряда, конструкции будущего протеза или шины, характер при-куса, возраст и состояние больного и др.

Наличие у зубов третьей подвижности является противопоказанием для включения в шину. Рекомендуется их удалять. Подлежат удалению также зубы

7. подвижностью второй степени, если резорбция луновочковой кости превышает 1/2 длины корня зуба. Не сохраняются также зубы с патологической подвижностью первой степенью и резорбции, превышающей 2/3 высоты лунки. Зубы с подвижностью второй степени и хроническими около-верхушечными очагами, даже если их каналы хорошо запломбированы в шину не включают. Наличие же свища является абсолютным противопока-занием для включения зуба в шину.

Целесообразным считается шинирование зубов с подвижностью зубов первой и второй степени, при этом основным правилом шинирования считается соединение подвижных зубов с неподвижными, сохранившими резервные силы. При шинровании съемными конструкциями показания к сохранению зубов могут быть несколько расширены.

Для Временного шинирования используется лигатурное связывание зубов, а также шинирующпая конструкция непосредственно изготовляемая в полости рта больного. Из быстро твердеющих акриловых пласмасс и композитов или химиоотверждаемых композиционных материалов. В ряде случаев пластмассовые шины могут армироваться лигатурной проволокой или лигатурные временные шины покрываются слоем пластмасс.

Постоянные шины, применяемые при лечении заболеваний

Пародонта. Показания к применению. Требования,

Предъявляемые к шинам и шинам-протезам.

Постоянные шины Являются конструкциями лабораторного изготовления. Они могут быть съемными и несъемными. К несъемным шинам Относятся коронковые; полукоронковые; колпачковые; кольцевые; полукольцевые; и вкладковые, или вкладочные, балочные и др.

Шины из коронок Чаще применяются для шинирования боковых зубов, так как они неэстетичны, мешают проводить терапию дешевых карманов.

Поэтому необходимо, чтобы края коронок не соприкасались с десной. В этом отношении более выгодны шины их экваторных коронок.

Шины из полукоронок. Они эстетичны и обеспечивают хорошую иммобилизацию. Однако, во-первых, для их изготовления необходимо использо-вание внутриротовых параллелометров. Во-вторых, у этих конструкций часто преждевременно нарушаются фиксация.

Колпачковые шины. Представляют собой систему сланных колпачков, покрывающих режущий край, язычную поверхность и достигающих экватора или шейки зуба. Эта шина проста в изготовлении, обеспечивает хорошую фиксацию и сравнительно эстетична.

Кольцевая шина Представляет собой систему спаянных между собой колец, расположенных на зубах в области экватора. Имеет эстетический не-достаток, неполностью иммобилизирует вертикальное смещение зубов.

Шина на корневых штифтах. Представляет собой металлическую пластинку, плотно прилегающую к оральной поверхности, фиксирующуюся штифтами, вводимыми в корневые каналы. Шина обеспечивает хорошую иммобилизацию, однако, требует депульпирования каналов.

Шина на пропульпарных штифтах (с панцерной накладкой) — металлическая пластинка, фиксирующая штифтами, расположенными в искусственных парапульпарных каналах, параллельных корневому каналу. Данная шина не требует депульпирования зубов.

Съемные шины Представлены различными цельнолитыми или гнутыми непрерывными многозвеньевыми кламмерами, охватывающими группы зубов как с оральной, так и с вестибулярной стороны и имеющие различные окклюзионные накладки.

Шина А. Т. Зелинского — представляют собой гнутый многозвеньевой вестибулярный кламмер на нижние передние зубы, соединенные с оральной пластинкой, прилегающие к язычной поверхности зубов. Ее аналогом является круговая шина Кеннеди, предсталяющая непрерывный литой вестибу-лоральный кламмер для передних зубов.

Шина Эльбрехта. Явилась базовой конструкцией съемной шины. Она представляет собой единый вестибулооральный кламмер на весь зубной ряд.

Конструкция снабжена окклюзионными накладками и удерживающими отростками (плечами).

Шина Шпренга Состоит из шинирующей полоски, пдэекрывающей язычную поверхность и режущий край передних зубов, продолжающийся в систему спорно-удерживающих кламмеров на боковых зубах и укрепленный металлическим соединением — дугой. Ван-Тиль предложил при использовании этой шина расширить полоску, закрывая часть вестибулярной поверхности передних зубов.

/ настоящее время В подобной конструкции вводятся когтевидные отростки (накладки) в качестве шинирующих элементов для передних зубов.

Ответы на экзаменационные вопросы

Требования, предъявляемые к шинам

Чтобы лучше выполнять свою роль лечебного аппарата, шина должна:

1) создавать прочный блек из группы зубов, ограничивая их движения в трех направлениях: вертикальном, вестибуло-оральном и медио-латералъ-ном (для передних) и переднезаднем (для боковых);

2) быть жесткой и прочно фиксированной на зубах;

3) не оказывать раздражающего действия на маргинальный пародонт;

4) не препятствовать медикаментозной и хирургической терапии деснево-го кармана;

5) не иметь ретенционных пунктов для задержки пищи;

6> не создавать своей окклюзионной поверхностью блокирующих моментов движению нижней челюсти; 7) не нарушать речи больного;

8) не вызывать грубых нарушений внешнего вида больного;

9) изготовление шины не должно быть связано с удалением большого слоя твердых тканей коронок зубов.

Шинирование зубов: что это такое, показания, виды шинрования

Один из современных и самых эффективных на сегодня методов укрепить зубы, сократить их аномальную подвижность и предотвратить потерю, — метод шинирования зубов, к которому прибегаю также с целью восстановить участки пародонта. Процедура заключается в объединении нескольких зубов, подверженных подвижности, в единую структуру посредством специального ортопедического приспособления – шины.

Благодаря методу сохраняется жевательная функция рта и эстетика улыбки. Наиболее часто шинируют переднюю часть челюсти.

Показания к шинированию зубов

Обычно манипуляцию проводят, чтобы исправить механические деформации зубного ряда и убрать последствия перенесённых заболеваний пародонта.

Читать еще:  Уколы в десну при пародонтите

Существует и другие показания:

  1. изменённое или аномальное расположение зубов из-за их деформации;
  2. существенное нарушение зубного ряда или его смещение;
  3. существенное скопление твёрдых частичек в области зубного корня;
  4. заболевания дёсен, проходящие при кровотечении;
  5. существенно выраженные десенные карманы;
  6. обнажение зубного корня.

Проводить ли шинирование зубов, решает только врач после визуального осмотра пациента и получения результатов рентгеновских снимков ротовой полости.

Виды шинирования зубов и используемые материалы

Шины бывают одной из двух групп – несъемные и съёмные. У всех есть свои преимущества и показания к использованию.

Съёмные конструкции – это пластинки и капы, позволяющие соединять определённое число зубов, даже если какой-то из них в зубном ряду отсутствует, тем самым восполняя ряд. Кроме того применение съёмных шин дает возможность выполнять повторные терапевтические манипуляции.

При несъемном шинировании используют прочные материалы, обеспечивающие более надёжную в сравнении со съёмным методом фиксацию зубов.

Вот почему несъемные системы больше востребованы при существенных повреждениях дёсен, а также при сильной подвижности зубов. Они служат профилактическим средством против повреждения пародонта, сохраняют зубы от перегрузок.

Недостаток шинирования – дискомфорт процедуры, который больной ощущает в течение 10 дней после установки конструкции.

Материалы несъемных изделий обычно полиэтиленовая нить, арамидное волокно, стекловолокно. Используют и композитные материалы для шинирования зубов.

За выбор подходящих для шинирования отвечает стоматолог, который определяет наилучший вариант после осмотра больного и с учетом особенностей ротовой полости.

Принимаются во внимание: степень болезни дёсен, уровень подвижности зубов, наличие и величина твердых отложений, возраст пациента, отклонения прикуса, прежние методы лечения. Выбранный материал должен быть биосовместимым с тканями больного.

Разновидности шинирования

Стекловолоконная лента. Данный вид шинирования зубов в пародонтологии стали использовать сравнительно недавно, но он признан эффективным в борьбе с подвижностью зубов.

Отличается эстетичностью конструкции и высокой надежностью результата. Шинирование верхних зубов отличается от шинирования нижних.

Процесс коррекции верхней челюсти состоит из следующих этапов:

  1. Обезболивание шинируемой области.
  2. Выполнение бороздки величиной примерно 2,5 мм с внутренней стороны зубов.
  3. Установка в шину нити из стекловолокна.
  4. Наполнение бороздки композитом.
  5. Засвечивание шины для фиксации стекловолокна.

В блок объединенных зубов непременно включают и шатающиеся, и устойчивые зубы, к которым обычно относятся клыки (когда шинируются передние зубы).

Шинирование верхней челюсти выполняют не только при существенном расшатывании зубов, но и при верхнем их расхождении. Процесс лечения отличается тем, что бороздку делают на передней поверхности зубов.

Если нужно устанавливать шину на боковые зубы, бороздку формируют на жевательной поверхности. Используя стекловолоконное шинирование зубов, достигают надежной фиксации шатающихся и сокращают в зубном ряду промежутки.

Когда наличие стекловолокна становится необязательным, ленту снимают, бороздку покрывают пломбировочным материалом. В итоге конструкция выглядит эстетично.

Иные достоинства шинирования стекловолоконной лентой:

  1. отсутствие риска атрофии костной ткани зуба;
  2. сохранение ряда зубов, у которых запущенная подвижность;
  3. несущественное травмирование дёсен при шинном креплении;
  4. отсутствие необходимости депульпировать и обтачивать зуб;
  5. равномерное распределение нагрузки на объединённые зубы вследствие сокращения промежутков;
  6. наличие доступа для ведения гигиенических процедур во рту.

Вантовое шинирование зубов – распространенный способ установки шины, при котором используют плетёную нить из арамидного волокна.

Преимущество такой нити – ее повышенная прочность (выше стали некоторых разновидностей по своей удельной характеристике) и лучшая совместимость с эмалью зубов.

Арамидное волокно не вступает в реакцию с пищей, слюной, благодаря чему вантовое шинирование самое физиологически эффективное, самое совместимое из всех.

Данная техника шинирования зубов тоже предусматривает выполнение бороздки, помещение в нее арамидной нити и дальнейшее нанесение пломбировочного материала.

Вантовый способ хорош тем, что обеспечивает:

  • высокую эстетичность – зубы после шинирования челюсти хорошо смотрятся, конструкция незаметна со стороны;
  • прекращение дальнейшего повышения подвижности (тогда как естественная подвижность сохраняется);
  • устранение неестественных межзубных промежутков и равномерное распределение жевательной нагрузки на зубы;
  • сохранность зубов без необходимости удалять пульпу;
  • отсутствие необходимости в обтачке зубов;
  • минимальный риск возникновения кариеса в бороздке, поскольку та заполняется композитом;
  • предотвращение в дальнейшем атрофии кости у челюсти;
  • возможность профилактических и лечебных манипуляций;
  • возможность полноценно поддерживать гигиену рта;
  • сохранение привлекательности зубного ряда и его функций;
  • использование потерянных зубов как альтернативы их протезированию и восстановлению;
  • длительный положительный эффект лечения зубов.

Метод шинирования зубов при переломе челюсти. В таком случае высок риск потери зубов и возрастания их подвижности. Кроме того возникает необходимость закреплять челюстные кости с целью их сращивания.

Во избежание этих последствий травмирования челюсти используют метод съёмного шинирования, когда временную конструкцию крепят, пока подвижность зубов не сократится и не срастется челюсть. Материалом конструкции может служить быстротвердеющий пластик, металл.

Конструкция при временном шинировании зубов бывает:

  1. Двухчелюстная. Применяется при двойном и сложном челюстном переломе.
  2. Одночелюстная. Используется только при линейном переломе нижней челюсти, когда частицы не перемещаются и их можно вернуть в начальное положение, при условии что в зубном ряду есть несколько неповрежденных зубов.
  3. С распорным изгибом. Позволяет фиксировать челюстную кость на участке перелома с несколькими отсутствующими зубами.
  4. С зацепными крючками. Применяется для крепления шины на челюсть при переломе со смещением, не поддающимся простому возврату в начальное положение, и при значительных переломах.
  5. Гладкая. Применяется в случае простого перелома челюстной кости.

Выбор шинирующей системы остается за стоматологом. Чтобы принять решение, он учитывает множество факторов, в том числе степень перелома и наличие в зубном ряду здоровых зубов.

Иногда устанавливают комбинированную систему. Ее могут использовать при переломе верхней челюсти со смещением. Реализация конструкции – одночелюстная с крючками.

Стоимость шинирования зубов

В зависимости от многих факторов цены на шинирование зубов могут существенно отличаться.

На стоимость лечения влияют используемые материалы, способ лечения, специфика и серьезность проблемы – сложность перелома, присутствие оставшихся крепко стоящих зубов.

В стоимость обслуживания входит оплата рентгена, который при шинировании обязателен и позволяет оценить состояния полости рта. Некоторые стоматологи не обходятся и без предварительных процедур вроде изготовления протезов или слепка зубов.

Приблизительно рассчитать, сколько стоит шинирование зубов, с учетом всех особенностей, можно исходя из того, что:

  • Для 6 передних зубов стекловолоконное шинирование обходится примерно в 7 000 рублей.
  • Аналогичная манипуляция для трёх боковых зубов стоит примерно 5 000 рублей.
  • Бюгельное протезирование оценивается в среднем в 24 000 рублей.
  • Шинирование с использованием коронок обходится в 4 тысячи рублей за коронку без учета предварительных мер.

Частые вопросы пациентов

Если проводят шинирование зубов при пародонтите, надо ли предварительно депульпировать пораженные зубы? Как показывают исследования ученых, излишне удалять пульпу при пародонтозе. Лишь в отдельных случаях с учетом возраста пациента, рекомендуется проводить депульпирование для того, чтобы протезирование было надежнее.

К какому врачу обращаться? Шинирование проводит пародонтолог, если процедура связана с аномальной подвижностью зубов. В противном случае зубы шинируют при переломе челюсти, и делает это стоматолог-хирург.

Отзывы о шинировании зубов

О процедуре шинирования многие пациенты отзываются положительно.

Операция такого типа улучшает состояния пародонта, дает возможность подвижным зубам укрепиться.

Независимо от того, выполняется манипуляция при пародонтите или после извлечения брекетов, отзывы о стекловолонном или вантовом шинировании зубов носят положительный характер.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector